Защита земляного полотна от увлажнения

В программу расчетов приходится вводить несколько типовых поперечников, что ограничивает возможности расчета сложных трассах. В Союздорнии разработана программа расчета, позволяющая вести вычисления при практически любых очертаниях земли и различной крутизне и начертаниях правого и левого откосов. Крутизна откоса назначается для каждого вида грунта в насыпи или слоя грунта в выемке. Источниками увлажнения земляного полотна являются: осадки, выпадающие в виде дождя; вода, конденсирующаяся из воздуха; поверхностная вода, образующаяся от таяния снега и льда; грунтовая вода, поднимающаяся в виде капиллярной, пленочной и парообразной. В тело земляного полотна вода просачивается сверху или поднимается снизу. Наиболее существенными факторами, влияющими па водный режим, являются осадки, колебания температуры воздуха, изменения атмосферного давления, ветер, форма земляного полотна, система водоотвода. Под их воздействием и происходит изменение влажности и температуры в разных слоях земляного полотна по определенному, характерному для данной климатической зоны циклу. Цикл необходимо установить с достаточной точностью, так как модуль деформации грунтового основания дороги находится в прямой зависимости от водно-теплового режима. Опыты, проведенные в МАДИ с использованием радиоактивного изотопа водорода — трития, дали возможность определить достаточно точно источники поверхностного увлажнения земляного полотна в зависимости, в Частности, от степени уплотнения грунтов и уклонов обочин. В результате исследований установлено: при насыпях высотой не менее 0,5 м из пылеватых грунтов с относительной плотностью Капиллярная, пленочная и парообразная вода

При увеличении уклона обочин до 7-9% а повышении относительной плотности до 0,98-1,0 поверхностная вода проникала только на 0,3-0,5 м, на влияя существенно на несущую способность грунтового основания; для насыпей высотой до 0,5 м при плотности пылеватых грунтов Водно-тепловой режим земляного полотна

Водно-тепловой режим земляного полотна зависит от климата местности, характеризующегося температурным циклом, выпадением осадков, глубиной грунтовых вод и т. п. В зависимости от природных особенностей, в целях привязки рекомендации для проектирования территория СССР разделена на пять дорожно-климатических зон. Отвод поверхностных вод. Существует открытая система отвода поверхностных вод, состоящая из канав, лотков, водопропускных сооружений, и закрытая, подземная, в виде ливнеприемников и ливневой канализационной сети. Часто применяется смешанная система. Основным элементом открытой системы являются каналы, кюветы, водоотводные, осушительные, нагорные. Кюветы служат для сбора воды, стекающей с проезжей части дороги. Отводится эта вода в пониженные места или в постоянные водотоки (реки, ручьи) водоотводными канавами. Выпуск дождевых вод из кюветов и канав не допускается в водотоки, расположенные в пределах населенных пунктов, при скорости течения менее 0,05 м/с и расходе воды менее 1 м3/с, и в непроточные пруды. При загрязнении дождевых вод промышленными отходами необходимо устройство, очистных сооружений. Нагорные канавы располагают на косогорах (выше дороги) для перехвата стекающей по склону воды. Осушительные канавы устраивают в заболоченных или переувлажненных местах для отвода воды и осушения грунтового основания. В качестве водосборного и водоотводного сооружений на внешних дорогах могут использоваться придорожные резервы. Для этого им придают уклон в сторону от дороги 20-30% и продольный уклон для стока воды.

admin1

Сейчас читают: